Фрагмент для ознакомления
2
Ограничены иностранные граждане и в иных политических правах, например, в праве на членство в политической партии, поскольку на основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» «членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными». Данное ограничение политических прав, по сути, также не имеет какого-то предела.
В сфере экономических прав иностранные граждане также сталкиваются с определенными законодательно установленными ограничениями. В частности, в области права на землю. Так, Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в части 3 статьи 15 предусматривает, что «иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».
В данном случае пределы ограничения прав иностранных граждан очерчены соответствующими перечнями территорий. Например, такой перечень установлен Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» . Примером может служить Калининградская область, к таковым отнесены Багратионовский муниципальный район Калининградской области, Балтийский муниципальный район Калининградской области, Гурьевский муниципальный район Калининградской области, Муниципальное образование «Зеленоградский район» и т.д.
Ограничение свободы распространения информации для иностранных граждан установлено в области средств массовой информации, что связано с тем, что СМИ могут оказывать непосредственное воздействие на общественное мнение внутри страны, в том числе по вопросам политического характера. Так, статья 191«Ограничения, связанные с учреждением средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание», которая включена в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» .
Согласно этой статье, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации, являться редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание.
Однако пределы ограничений прав иностранных граждан в сфере массовой информации установлены общим конституционным принципом свободы слова.
Например, в связи с наличием такого предела ограничений иностранный гражданин вполне может принимать участие в телепередачах в российских СМИ, публиковать статьи в прессе под своим именем, выступать приглашённым экспертом на радио и т.д.
Изложенное выше относится к пределам ограничения по предметному основанию (по сферам правового регулирования). Однако в литературе выделяются также иные основания классификации направлений ограничения прав и свобод иностранных граждан, например, по правовым режимам. В частности, Ю.В. Морозов пишет, что в силу многообразия правовых отношений, участниками которых являются иностранные граждане, группа данных правовых режимов включает в себя две подгруппы. К числу первой подгруппы следует отнести режимы, специально устанавливаемые в отношении иностранных граждан (режим пребывания, режим въезда-выезда, режим регистрации, режим транзитного перемещения и т.д.). Ко второй подгруппе относятся общие правовые режимы, участниками которых помимо граждан РФ являются иностранные граждане (режим государственной границы РФ, режим в пунктах пропуска через государственную границу РФ, паспортно-визовый режим, режим государственной тайны и т.д.). Соответственно, в данных случаях пределы ограничений совпадают с пределами действия тех или иных правовых режимов и устанавливаются в законодательстве .
Заключение
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что ограничение прав и свобод иностранных граждан, устанавливаемое в интересах национальной безопасности, - представляет собой основанное на нормах международного права и законодательстве РФ сужение либо вмешательство в права и свободы иностранных граждан, не позволяющее или препятствующее реализовать их в полном объеме, осуществляемое в пределах полномочий органами государственной власти в интересах обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Вводимые ограничения прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, следует характеризовать по: продолжительности введения (временные, постоянные); территориальному признаку (на всей территории либо на ограниченной территории); основанию введения (при введении особых правовых режимов; режимов, установленных законодательством, не являющимся чрезвычайным).
Устанавливаемые ограничения прав и свобод иностранных граждан, законно находящихся на территории РФ, зависят от: статуса лица; срока пребывания на территории РФ; особенностей вводимых правовых режимов; законодательства, устанавливающего ограничения.
Пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан - это границы, обусловленные наличием общих конституционных принципов и норм, в которых закреплены основополагающие, фундаментальные права и свободы человека и гражданина, в том случае, если их реализация не зависит от факта наличия или отсутствия у человека гражданства другого государства и не несет угроз политическим, экономическим и иным правам граждан Российской Федерации, обороне страны, безопасности государства, иным конституционно значимым ценностям. Иными словами, пределы ограничений прав и свобод иностранных граждан в Российской Федерации - это результирующая баланса конституционно значимых ценностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147,
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023)"О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
8. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300.
9. Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 23.11.2021) "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" // "Собрание законодательства РФ", 10.01.2011, N 2, ст. 268
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 года № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2014.
11. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. М., 2019. 173 с.
12. Каюми Т. Ограничение гражданских прав в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства в период введения военного положения // Военноправовые инструменты обеспечения национальной безопасности: сб. ст. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 147–153.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2019. С. 60.
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» http://kremlin.ru/events/president/news/62582.
15. Шилов А. И. Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях // Молодой ученый. 2020. № 10 (300). С. 210–213.